
Итак, коллеги, напомню, что люди – это важнейший фактор успеха любого социального проекта. И именно от вашей команды в первую очередь зависит, будут ли реализованы задуманные проекты и будут ли достигнуты цели организации. И насколько успешно. Существуют три основных типа сотрудников: руководители-администраторы, исполнители и люди, которые хорошо придумывают, что нужно делать. И совершенно не обязательно, что именно автор идеи возглавит проект. В этот раз мы поговорим о том, как сформировать эффективную команду, как выстроить работу, суметь сохранить стартовый драйв и как быстро и гибко реагировать на изменения.
Как правило, команда состоит из людей, хорошо знакомых друг с другом и имеющих определенные навыки и достижения в своей профессиональной деятельности. Заниматься же кадровыми экспериментами на старте, обучать стажеров, связываться с «темными лошадками» никто не будет. Впрочем, в том случае, если проект окажется удачным и «пойдет», то никто в дальнейшем никому не запрещает привлечь к работе и студентов, и волонтеров, и дополнительных специалистов. Даже наоборот — такие люди будут нужны! Просто за фразой «мы потом привлечем волонтеров» у ее автора должны быть четкие ответы на вопросы «где?» и «как?». И, естественно, опыт такого привлечения. Конечно же настроенность на единый лад – один из главных факторов успеха команды, но компетентность гораздо важнее.

Гений-универсал или «жнец, швец и на дуде игрец» в вашей команде – тоже не самый лучший вариант. Такой участник проекта, берясь за все подряд, скорее посеет в коллективе только суматоху и хаос. Почему? Все очень просто. Например, фандрайзер и специалист, ведущий соцсети – это два разных психотипа. И, если первый придумывает, где найти средства и доноров, много общается, делая это с удовольствием, то специалист, который будет заниматься сайтом и соцсетями, формировать контент, совершенно другой. Такой человек любит тишину и минимум суеты. Таким образом, формируя команду, нужно всегда отталкиваться не только от задач, но и от качеств потенциальных членов команды. Если это готовый проект, который нужно внедрить или реализовать, нужны квалифицированные исполнители. А, если нужно придумать и написать программу, составить грамотную грантовую заявку, найти спонсора проекта, провести массу встреч, переговоров, то тогда нужны будут те люди, которые хорошо умеют делать именно это.
Например прирожденный коммуникатор и организатор вряд ли будет чувствовать себя комфортно, выполняя какую-то техническую работу. Но, если в вашей команде есть человек, который за неделю сделает приличный сайт, заполнит его контентом, закроет все запросы, касающиеся SMM и СЕО, зачем его посылать на переговоры с потенциальным инвестором? «Надо было посылать Коровьева – он обаятельный» (М. Булгаков). Идеальный вариант – наличие в активе полного ассортимента «инструментария». Если схематично, то это «голова», «руки» и «ноги» — каждый должен заниматься тем, что у него получается делать лучше всего. Поэтому от грамотного распределение ролей и компетенций зависит очень много, если не все. И конечно же важным условием является высокий уровень эмпатии у каждого из членов команды вне зависимости от того какой он закрывает «фронт работ» или планирует это делать.

Добавлю, что работа команды должна строиться не только на атмосфере творчества, но и ответственности и самоконтроле. А вот роли каждого участника проекта необходимо обговорить на самом «берегу» — сразу, чтобы в дальнейшем не случилось недоразумений и упреков. Впрочем, роли и зоны ответственности никак не отменяют взаимопомощи и взаимозаменяемости – это тоже важный фактор. У каждого из членов команда может случиться и аврал на основной работе, и какие-то «брожения» в семье, и проблемы со здоровьем и т.д. Все мы живые люди. Но злоупотреблять взаимозаменяемостью все же не рекомендуется. А вот позиция «это не мой огород и не мои задачи» совершенно неприемлема!
И, наконец, мы подобрались к самым опасным проблемам. Это конфликты и выгорание. Как с этим бороться и побеждать? Об этом мы тоже поговорим. Читайте наш следующий материал.
Продолжение следует…